Конституционное право Украины

Перейти на стартовую Карта сайта

Конституция Украины » Внесение изменений в Конституцию Украины

Порядок внесения изменений в Конституцию Украины определяется в разделе XIII Основного Закона. Он направлен на обеспечение как стабильности конституционного строя, так и динамику его развития с учетом общественных потребностей, которые постоянно меняются. Анализ норм этого раздела позволяет утверждать, что Конституция Украины относится к жестким, трудно изменяемым актам, она может быть изменена только в особом, закрепленном ею порядке. Именно устойчивый процессуальный порядок внесения в нее изменений обеспечивает стабильность правовой защиты и возможность частичного изменения отдельных положений в случае необходимости. Таким образом, обеспечивается, с одной стороны, стабильность общественных отношений, а с другой - возможность их дальнейшего развития на демократической основе.

Впервые в практике конституционного регулирования в Украине вводится дифференцированный подход к изменению конституционного текста.

Право представления Верховной Раде Украины законопроекта о внесении изменений в Конституцию Украины (кроме разделов I, III и XIII) предоставляется только Президенту Украины и не менее трети народных депутатов Украины от конституционного состава Верховной Рады. Этот законопроект должен быть предварительно обсужден и одобрен простым большинством народных депутатов от конституционного состава Верховной Рады. Окончательное решение о внесении изменений в Конституцию принимается только на следующей очередной сессии Верховной Рады не менее чем двумя третями от конституционного состава Верховной Рады Украины.

Еще более сложный порядок внесения изменений в Конституцию Украины устанавливается относительно тех разделов, которые составляют ее фундаментальную основу. Согласно статье 156 Конституции, законопроект о внесении изменений в раздел I «Общие положения», раздела III «Выборы. Референдум »и раздела XIII« Внесение изменений в Конституцию Украины »подается в Верховную Раду Украины Президентом Украины или не менее чем двумя третями от конституционного состава Верховной Рады. Такой законопроект принимается квалифицированным большинством, не менее чем двумя третями от конституционного состава Парламента. Действующим этот закон считается только от времени утверждения его всеукраинским референдумом, который назначается Президентом Украины. Часть 2 ст.156 запрещает повторное представление законопроекта о внесении изменений в эти разделы Конституции по одному и тому же вопросу на рассмотрение Верховной Рады Украины того же созыва. Это может сделать Парламент только следующего созыва.

Предусмотренный в Конституции Украины усложненный механизм изменения конституционного текста направлен на обеспечение стабильности конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина. Так, согласно ст.157 Конституции Основной Закон государства не может быть изменен, если изменения предусматривают отмену или ограничение прав и свобод человека и гражданина, если они направлены на ликвидацию независимости или нарушение территориальной целостности Украины.

Это, конечно, не означает, что второй раздел Конституции, посвященный основным правам, свободам и обязанностям человека и гражданина, не может быть изменен вообще. Конституция предусматривает возможность дальнейшего расширения конституционных прав и свобод, усиления их гарантированности. Согласно части 1 ст.22 Конституции, права и свободы человека и гражданина не являются исчерпывающими. Тем самым конституционно признается возможность расширения круга основных прав и свобод личности. В то же время, ни при каких обстоятельствах не может быть изменена Конституция Украины в условиях военного или чрезвычайного положения.

Весьма важным является положение ст. 158 Конституции Украины, которое запрещает повторное представление в Верховную Раду одного и того же законопроекта, если он уже рассматривался парламентом Украины и был им отвергнут, раньше чем через год со дня принятия решения по этому законопроекту. Эта конституционная норма направлена на сохранение стабильности Конституции. Ее стабильности способствует и то, что Верховная Рада в течение срока своих полномочий не может дважды изменять одни и те же положения Конституции Украины.

Основной Закон требует обязательного заключения Конституционного Суда Украины относительно конституционности законопроектов о внесении изменений в Конституцию по вопросам, которые касаются национальной безопасности Украины, обеспечение прав и свобод человека и гражданина.

Поддержите студента, посетите сайт рекламодателя :))
Спасибо!:)


Лучший хостинг!!!

Сделать сайт просто!
Премиум темы Wordpress

Премиум темы Wordpress