Конституционное право Украины

Перейти на стартовую Карта сайта

Правовой статус депутата в Украине » Правовой статус народного депутата Украины

Особенностью правового статуса народного депутата является то, что он одновременно является членом общенационального представительского органа, — Верховной Раде Украины, следовательно, принимает участие в осуществлении закрепленных за парламентом полномочий, а также наделен самостоятельной компетенцией для реализации заданий представителя Украинского народа в Верховной Раде. На содержание его правового статуса существенно влияет характер мандата, которым наделяется депутат.

Депутатский мандат (лат. mandatum — приказ, поручение) заверяет легитимность полномочий депутата представительского органа публичной власти и обусловливает характер отношений между депутатом и избирателями. Депутатский мандат может быть императивным или вольным (общенациональным). Вид депутатского мандата определяется прежде всего характером отношений депутата с избирателями. В большинстве демократических стран депутатский мандат является свободным, в соответствии с которым депутат считается представителем всей нации (народа), а не только избирателей отдельного округа. При этом депутат не может быть ограничен приказами избирателей, а избиратели не могут отзывать депутата. Характерным признаком императивного мандата является ответственность депутата перед избирателями своего округа, которые имеют право давать депутату, так называемые, приказы избирателей и даже отзывать его в случаях, предусмотренных законом, а также периодическая отчетность депутата перед избирателями. В ФРГ, Италии, Японии и некоторых других государствах, императивный мандат законодательно запрещен. Мандат народного депутата Украины с принятием Конституции Украины 1996 года стал свободным, поскольку депутату уже нельзя отзывать или обязать выполнять приказы избирателей. Вместе с тем после внесения 8 декабря в 2004 г. изменения в Конституцию Украины мандат народного депутата приобрел отдельные признаки императивного мандата, в частности в связи с предоставлением руководящему органу соответствующей политической партии права в определенных случаях досрочно прекратить полномочия народного депутата Украины (ст. 81 Конституции Украины).

Народный депутат Украины — это представитель Украинского народа в Верховной Раде Украины, уполномоченный им выражать и защищать интересы общества, осуществлять полномочия, связанные с реализацией парламентом законодательной, учредительной и контрольной функций.

Народным депутатом Украины может быть гражданин Украины, который на день выборов достиг двадцати одного года, имеет право голоса и проживает в Украине в течение последних пяти лет. Не может быть избранным в Верховную Раду гражданин, который имеет судимость по совершению умышленного преступления, если эта судимость не погашена и не снята в установленном законом порядке.

Перед вступлением в должность народные депутаты Украины приносят перед парламентом Украины присягу. Присягу зачитывает самый старший по возрасту народный депутат Украины перед открытием первой сессии новоизбранной Верховной Рады, после чего депутаты скрепляют присягу своими подписями под ее текстом. Отказ принести присягу имеет следствием потерю депутатского мандата.

Полномочия народных депутатов Украины начинаются с момента сложения присяги, а прекращаются одновременно с прекращением полномочий Верховной Рады. Досрочно они могут быть прекращены в таких случаях: 1) сложение полномочий по его личному заявлению; 2) набирание законной силы обвинительным приговором относительно него; 3) признания, его судом, недееспособным или безвестно отсутствующим; 4) прекращения его гражданства или его выезда на постоянное обитание за пределы Украины; 5) если в течение двадцати дней со дня возникновения обстоятельств, которые приводят к нарушению требований относительно несовместимости депутатского мандата с другими видами деятельности, эти обстоятельства им не устранены; 6) невхождение народного депутата Украины, избранного от политической партии (избирательного блока политических партий), в состав депутатской фракции этой политической партии (избирательного блока политических партий) или выхода народного депутата Украины из состава такой фракции; 7) смерти. Народный депутат Украины осуществляет свои полномочия на постоянном основании. Это значит, что его деятельность как члена парламента (депутатская деятельность) есть его основной работой на весь период полномочий. Он не может быть членом Кабинета Министров Украины, руководителем центрального органа исполнительной власти, иметь другой представительский мандат или одновременно быть на государственной службе, занимать должность городской, сельской, поселковой главы. Статус депутата несовместим с осуществлением любой другой деятельности по совместительству с получением материального вознаграждения за исключением преподавательской, научной работы и творческой деятельности, а также медицинской практики, в свободный от выполнения обязанностей народного депутата время. Народный депутат не может привлекаться как эксперт органами досудебного следствия, прокуратуры, суда, заниматься адвокатской деятельностью, входить в состав руководства, правления или совета предприятия, учреждения, организации, что имеет целью получение прибыли. Народный депутат, назначенный на должность, которая является несовместимой с депутатским мандатом, и полномочия которого не прекращены, допускается к выполнению обязанностей. За такой должностью не раньше дня представления им в Верховную Раду Украины заявления о сложении полномочий народного депутата. Такая ситуация возникает тогда, когда, например, Верховная Рада Украины назначает народного депутата Украины на должность министра.

Поддержите студента, посетите сайт рекламодателя :))
Спасибо!:)


Лучший хостинг!!!

Сделать сайт просто!
Премиум темы Wordpress

Премиум темы Wordpress